Сказочная Дания. Полезная информация для туриста. Часть I – Погода, народ и транспорт в Дании
Дания – одна из самых замечательных и сказочных стран, в которых мне доводилось бывать много раз. Первый раз я приехал в Данию в ноябре 2005 года. И с тех пор почти каждый год приезжаю в Данию по 2-3 раза.
Погода в Дании
Помню тогда, в ноябре 2005, погода стояла замечательная: днем температура воздуха была 5-9 градусов, а ночью около нуля. Вообще я бывал в Копенгагене практически во все сезоны. Пожалуй, единственный месяц в котором мне так и не довелось побывать в Дании, это Август. В Августе я, как и многие, предпочитаю ехать к морю, и, хотя в Дании есть море, и вообще, как оказалось, Дания самая большая европейская страна, с самой большой береговой линией (если считать и Гренландию), но все же это море очень холодное.
Дания расположена вблизи теплого течения Гольфстрим, и это сильно влияет на климат в Дании и в частности в Копенгагене. Зимой здесь практически не бывает слишком холодно. Типична температура около 0. Снег в Копенгагене тоже не частое явление. Помню, как однажды в день отлета выпал снег, и из-за снегопада машин на дороге практически не было.
Летом же наоборот не бывает слишком жарко, нормальная температура около 20-25 градусов тепла. Такие погодные условия делают Данию одной из самых благоприятных стран для проживания.
Единственное, поскольку Дания почти везде окружена водой, то очень часто дует достаточно сильный ветер. Особенно он силен весной и осенью. Благодаря ветру погода в Дании может меняться с калейдоскопической скоростью. Утром может быть солнце, а в обед уже дождь. Однажды, в сентябре, я жил в Копенгагене неделю и каждое утро светило солнце, а под вечер начинался проливной дождь, с таким сильным ветром, что зонтик был не помощником, а помехой.
Народ Дании
Не смотря на такие перемены в погоде, сами датчане очень неторопливы и рассудительны, пожалуй, как все северные народы. Поскольку я чаще бывал в Копенгагене, то буду рассказывать о датчанах, основываясь на моих наблюдениях именно в столице.
Датчане крайне приветливы, и 90% населения знает английский язык, поэтому проблем с общением у меня никогда не возникала. Практически любой готов тебе помочь, если ты заблудился или не можешь найти ту или иную достопримечательность или вход в метро.
Пожалуй, только один раз мне встретился человек, который не говорил на английском. Было это на стадионе в Брондбю. Так случилось, что мой первый визит совпал с игрой нашей молодежной сборной России с Данией. Это как раз та игра, где нашим игрокам показали 5 красных карточек, и мы проиграли 3-1 даже несмотря на то, что в нашей команде тогда играли уже такие российские звезды как Акинфеев, Быстров, Денисов, Билялетдинов, Жирков и другие.
Транспорт в Дании
Поскольку я работаю в датской компании Bruel & Kjaer, которая находиться в городе Naerum, мне часто приходилось пользоваться общественным транспортом. Скажу прямо, общественный транспорт в Дании очень высокого качества, ходит практически все время по расписанию, с которым можно ознакомиться на сайте http://www.rejseplanen.dk/ , там же можно построить маршрут из одного места Дании в другое, и сразу купить билет. Вся Дания поделена на зоны и в зависимости от зоны, меняется стоимость билетов. (ниже схема). Раньше в Дании продавались различного типа билеты, особенно популярны были Klippekort – это карточки, которые надо было пробивать на станции, и они были разных видов, рассчитанные на разное количество зон, и еще можно было в кассе приобрести билет от точки до точки, но такой билет обычно стоил в два раза дороже. С 2015 года в Дании изменилась структура оплаты. Больше нет Klippekort (и они больше не действительны), теперь можно купить только билет от точки до точки в кассе или купить транспортную карту rejeskort. Эта карта подобие московской карты “тройка”, только вот списание средств производиться не за количество поездок, а за их расстояние и в зависимости от количества зон. Эта карта помогает существенно сэкономить, например, поездка из Видбака в аэропорт обошлась мне в 35 крон, а если покупать билет в кассе, то цена будет вдвое больше около 70 крон. Карту можно приобрести в специализированных автоматах белого цвета. За карту вносится залог 80 крон, и можно положить любой депозит. На всех станциях и во всех автобусах установлены специальные стойки check ind (для входа) и check ud (для выхода). Если вам нужно пересесть с одного поезда на другой нет нужды подносить карту к check ind на станции еще раз, Вы просто можете приложить карту к терминалу check ud в конечной точке своего пути, на этом терминале отобразиться сколько денег у Вас осталось на карте. Если же Вам нужно пересесть с поезда или метро на автобус, то в автобусе нужно еще раз поднести карту к терминалу check ind, который расположен около водителя, что бы он был уверен, что Вы заплатите за проезд. При выходе из автобуса не забудьте приложить карту к терминалу check ud, которые стоят у каждого выхода внутри автобуса. Так как на автобусных остановках таких терминалов нет, и деньги будут продолжать списываться с вашего счета пока совсем не кончаться. Подробнее о карте на английском можно почитать тут: https://www.rejsekort.dk/brug–rejsekort/saadan–bruger–du–rejsekort.aspx . Если вы путешествуете компанией, то нет нужды покупать каждому отдельную карту, карту можно запрограммировать на определенное количество человек либо в терминалах белого цвета, либо на станции у стойки check ind можно разово изменить количество людей на эту конкретную поездку.
В Копенгагене вы можете воспользоваться следующими видами транспорта: автобус, метро, поезд. Особенно увлекательно ехать в метро, так как водителя у метро-поезда нет, он двигается автоматически и каждый может почувствовать себя машинистом сев на передние сидения головного вагона.