Автопутешествие
Москва — Волгоград. Часть 1

Москва — Куликово поле — Воронеж

Изначально это путешествие никак не было связано с Днем победы, просто была запланирована поездка в Волгоград, где мы еще не были. Но так получилось, что поездка пришлась на 5-9 мая, и все вокруг готовились к этому празднику, а особенно готовился Город-Герой Волгоград (или, если кому-то больше нравится, Город-Герой Сталинград). Честно говоря, это даже усилило впечатления от Волгограда, так как действительно там происходили неимоверные сражения, и посетить этот город накануне дня Победы — это двойная удача и невероятный эмоциональный подъем, надеюсь не только у меня, но и у моих детей, которым тоже хочется привить память о Великой Победе в Великой Отечественной Войне.

Но, начну по порядку. Эти майские путешествия стали для нас с друзьями уже традицией. Два года назад мы ездили по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань, в прошлом году Псков – Новгород Великий, в этом году мы запланировали следующий маршрут: Воронеж – Волгоград – Липецк. Основной нашей целью конечно был Волгоград, а в Воронеже и в Липецке мы планировали просто переночевать.

Прорабатывая план, хотелось посмотреть как можно больше, поэтому изначально в наши планы входило и посещение Куликова поля, и заезд в Дивногорье, и Кудыкина Гора, но в последствии выяснилось, что Кудыкина Гора на реконструкции, на Дивногорье нужно закладывать целый день, а дней и так не очень много, поэтому было решено заехать только на Куликово поле.

Мы заранее забронировали три квартиры в Воронеже на Московском проспекте, в Волгограде на улице Порт-Саид и в Липецке на улице 8-го марта. О самих квартирах напишу чуть позже. В этот раз наше путешествие впервые проходило с новым членом нашей семьи, с собакой. Недавно мы завели Цвергшнауцера и это теперь откладывало свой отпечаток на выбор гостиниц и квартир. Мы выбирали только те, где разрешено проживание с животными, это естественно немного сужало наш выбор, но в принципе в выборе мест для проживание все равно много выбор был достаточно большим.

Наше автопутешествие началось ранним утром 5 мая.  Мы выехали на платную трассу М4 Дон, и помчались навстречу приключениям. Именно помчались, так как платная дорога шикарная и высокоскоростная, в некоторых местах ограничения скорости 130 км/ч, две полосы в каждую сторону, в общем ехать по такой дорогое одно удовольствие, а плата за нее не столь велика (на мой взгляд). Точных подсчетов я не вел, но в основном встречались платные участки по 65 рублей, по 100 руб, самый дорогой участок стоил около 150 рублей. Подробнее со стоимостью каждого участка можно ознакомиться тут: https://avtodor-tr.ru/ru/platnye-uchastki/tarify-na-proezd/. Мы проехали всего 4-е таких участка, после чего мы свернули в сторону нашей первой достопримечательности – Куликова Поля.

Куликово Поле

Наверное, почти каждый знает, чем знаменито Куликово поле. Для тех же кто не знает я немного расскажу.

Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь места непосредственного боевого столкновения по новейшим реконструкциям около 2 — 3 км².

Автопутешествие Москва - Волгоград. Куликово поле.

Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино (Кимовский район Тульской области). В последние годы на основе комплексного изучения письменных источников (памятников Куликовского цикла), их нового прочтения в связи с исторической географией появились научные данные, позволяющие пересмотреть канонический подход и отнести летописный ориентир легендарного Мамаева побоища «на Дону, на усть Непрядвы реки» к её истоку из Волова озера (Воловский район Тульской области).

Решающая победа русских войск в Куликовской битве (Мамаево или Донское побоище)  стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Подробнее о битве, о раскладе сил, о предыстории битвы можно прочитать на официальном сайте мемориального комплекса Куликово Поле

Как выяснилось мемориальный комплекс Куликово поле – это не одно место, а несколько разных:

• Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино
  • Поле битвы
  • Мемориал на красном холме
  • Музей купеческого быта в поселке Епифань
  • Музейно-выставочный центр «Тульские древности»
  • МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «КУЛИКОВО ПОЛЕ»

Мы заехали только в два места, в Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино и в Музейный комплекс “Куликово поле”, откуда собственно отлично видно само место битвы, т.е. само Куликово поле.

Автопутешествие Москва - Волгоград. Куликово поле.

В селе Монастырщино мы оставили машины на небольшой парковке рядом с церковьюРождества Богородицы. В музей «Поле русской славы», который расположен в здании бывшей школы мы решили не ходить, а вот на аллею памяти городов участников Куликовской Битвымы сходили. Во главе аллеи находиться памятник Дмитрию Донскому, а по краям памятники городам и участникам той битвы. Аллея небольшая, и провели мы в селе Монастырщино не более 30 минут.

После села Монастырщино, мы отправились в Музейный комплекс “Куликово поле”. Перед комплексом есть достаточно большая парковка, есть ресторанно-экскурсионный комплекс, там можно купить билеты в музей, можно купить сувениры, ну и есть небольшой ресторан. Дальше пройдя немного вперед начинается дорога к самому музею. С обоих сторон этой дороги стоят копья. Дорога ведет на небольшой холм, где обустроена смотровая площадка, с этой площадки открывается чудесный вид на поле битвы. Сейчас конечно сложно представить себе как она проходила, но на смотровой площадке есть указатели, где располагались войска Мамая, где Дмитрия Донского, где располагался засадный полк, который и сыграл самую важную роль в битве. Под смотровой площадкой находиться музей куликовской битвы. Он разделен на две части: Музей экспозиция, посвященная битвам, проходившим здесь (не только во времена Золотой Орды, но и битвам с армией Наполеона и боям в Великую Отечественную Войну), вторая часть — это детский музей-квест, если честно я лично пожалел, что мы взяли билеты в детский музей, он был скушен и не очень интересен не только мне, но даже моим детям. Зато основная экспозиция очень интересная. Здесь есть и археологические находки тех времен: монеты, доспехи, оружие и многое другое. Есть круговое видеопредставление битвы: очень необычно когда с одной стороны на тебя смотрят Татары готовые рвануться в бой, а с другой стороны войско Дмитрия Донского, чувствуешь себя немного участником тех событий. Еще в этой части музея есть инсталляции битвы, сделанные из тысяч солдатиков, можно попробовать выстрелить из лука, посмотреть картины, написанные художниками о той битве. В общем эту часть обязательно рекомендую посетить.

В мемориальном комплексе мы провели более двух часов. После чего отправились дальше по маршруту до Воронежа. Кстати, на стоянке у Куликова Поля я заметил, что поймал колесом саморез, само по себе это не очень страшно, но не хотелось рисковать и очень хотелось найти какой-нибудь шиномонтаж для извлечения самореза и установки жгута. Шиномонтаж нашелся уже только на трассе, а от Куликова поля до М4 ни одного шиномонтажа не встретилось, да еще в придачу этот отрезок дороги был, пожалуй, самым худшим. Множество огромных ям, трещин и выбоин в асфальте. На этом отрезке я очень переживал, что не только дыру от самореза придется заделывать, но и вообще можно без колеса остаться. К счастью, все обошлось, и мы продолжили путь.

Ближе к вечеру мы въехали в Воронеж. Хозяин апартаментов нас уже ждал. Наша квартира была расположена в большом многоэтажном доме на первом этаже, перед квартирой небольшой тамбур на одну квартиру. Сама квартира чистая и уютная, есть все необходимое, кровать двуспальная, диван, на котором спали дети, и кровать и диван вполне удобные. Есть телевизор, холодильник, стиральная машина. Достаточно хороший wi-fi. В кухне есть посуда, тарелки, чашки столовые приборы все нормальное. Окна выходят во двор. Есть балкон. Легко нашли место для парковки во дворе дома. В общем мы остались очень довольны проживанием.

Разложив вещи, мы отправились на прогулку, главной целью в Воронеже был памятник Котенку с Улицы Лизюкова, из одноименного мультфильма. Вообще мультипликационные памятники не часто встречаются, кроме Воронежского котенка я еще видел Волка из мультика “Жил был Пес”, который находиться в Томске.

Котенок же находился в 1,5 километрах от нашей квартиры. Погода стояла чудесная и мы решили прогуляться пешком. Описывать памятник Котенку с Улицы Лизюкова нет никакого смысла, проще посмотреть фотографии.

Автопутешествие Москва - Волгоград. Воронеж. Памятник Котенку с улицы Лизюкова.

После котенка мы отправились искать какие-нибудь рестораны, куда пускают с собакой, и тут возникла проблема, поблизости вообще было не очень много ресторанов, в основном пивные, а ресторанов, в которые пускали бы с собакой вообще не нашлось. Мы практически дошли обратно до дома и только в ТЦ Москва нашли пиццерию, где спокойно смогли сесть и перекусить.

Первый день нашего путешествия плавно подходил к концу, а уже ранним утром следующего дня мы отправлялись в Волгоград.