Мельница Гергардта или мельница Грудинина.

Мельница Гергардта или мельница Грудинина.

Адрес: Россия, г. Волгоград, ул. Чуйкова, д.47А
(48.715805, 44.532688)

Мельница Гергардта или мельница Грудинина — здание паровой мельницы начала XX века, разрушенное в дни Сталинградской битвы и не восстановленное как память о войне. Входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62-й армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарных, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10-й дивизии НКВД, окружённой возле вокзала. Однако после жестоких боёв с 15 по 20 сентября закрепиться на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.

Специфика боёв в жилой застройке Сталинграда заключалась в захвате узлов обороны — зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные здания, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона.

К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен «молочный» дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболотного стали «Пензенским» узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причём здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное — цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения — соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком — один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.

Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана, площадь 9-го января перестала быть простреливаемой нейтральной полосой. Только тогда удалось собрать тела погибших на площади, лежащих ещё и с сентябрьских боёв, и погибших в зимний период. Они похоронены в братской могиле на площади, после войны над ней сделан гранитный памятник. На данный момент на этой братской могиле нет имен, хотя некоторых из них возможно установить, в ней похоронены погибшие при атаке на «молочный дом» 22.10.1942, например И. И. Наумов, Н. Е. Заболотный.

Здание находилось в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас — буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня — минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.