Ростовский кремль. Церковь Воскресения
Адрес: Россия, Ростов, Центральный двор Ростовского кремля
(57.184439, 39.414915)
Церковь Воскресения представляет собой надвратный храм. Здание стоит на высоком подклете (нижний этаж), в котором расположены проходы ворот. Последние называются Святыми воротами и ранее являлись главным входом в Ростовский кремль (сейчас главный вход находится в западной стене комплекса).
Алтарь храма представляет собой небольшое помещение прямоугольной формы, отделенное от основного объема храма каменной стеной.
Внутри очень красиво, все стены расписаны старинными фремками. Роспись стен церкви Воскресения относятся к одному из известнейших памятников русского искусства XVII века. Однако исследователи до сих пор спорят насчет даты создания и авторства фресок храма. Называются даты между 1670 и 1680 годами. А среди возможных участников росписи стен значатся лучшие художники того времени: Севастьян Дмитриев, Гурий Никитин, Дмитрий Григорьев, братья Константин и Василий Ананьины, Лаврентий Севастьянов, Иван и Федор Карповы. Главный реставратор церкви Вера Григорьевна Брюсова высказывала мнение, что роспись была осуществлена несколькими мастерами.
Сюжеты, изображенные на фресках, расположенных в алтарной части делятся на верхнюю и нижнюю зону. Границей служит ярус изображений херувимов с распростертыми крыльями и полоса облаков. Таким образом, символически верхняя зона предстает как открытое небо. На склонах свода алтаря помещены крупные изображения: «О Тебе радуется», «Се Агнец Божий», «Похвала Богоматери», «Благослови Бог день седьмой», «Распятие с церковными таинствами» и «Великий вход». Эти композиции связаны между собой как начало и конец повествования. В начале Бог Отец благословляет своего Сына на подвиг Искупления. Путь к этому лежит через принятие человеческой плоти и рождение от Богородицы, которая благословляется, потому что послужила вочеловечению Спасителя и явила «образ грядущего прославления спасенного человечества. Время действий в этих композициях можно определить как „предвечное бытие“ и „жизнь будущего века“. Между ними, как между двумя временными полюсами, помещается изображение Саваофа, творящего мир, и композиции „Распятия“ и „Великого входа“, действия которых происходит в нынешнем времени … Таким образом, центральное событие в истории Божественного Домостроительства — искупление человека добровольной жертвой Христа — находит свое продолжение в жизни основанной Им церкви» (Никитина Т. Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. Москва, 2002, С. 40).
В куполе церкви Воскресения помещено изображение Бога Отца. Вокруг него на стенах барабана расположены фрески с херувимами. Между окнами барабана находятся изображения праотцев, а в основании барабана изображены евангелисты. Между ними помещены «Троица» на восточной стороне и «Богоматерь Знамение» — на западной.
Свод храма Воскресения расписан изображениями праздников «пасхального круга», связанными с событиями Воскресения Христова: «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во Гроб», «Уверение Фомы», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Сошествие во ад».
На фреске «Распятие» в восточной части свода изображены распятые вмести с Иисусом Христом разбойники, а также воины, которые бросали жребий о ризе Христа, и фарисеи. На заднем плане помещено панорамное изображение Иерусалима. Необычной деталью иконографии является расположение ладоней Иисуса Христа на кресте: кисти рук сложены в благословении, при этом правая кисть повернута вниз, а левая повернута вверх. Правая рука Спасителя благословляет расположенных под ней Богородицу, Иоанна Богослова и жен-мироносиц, а также праведного разбойника (над его головой изображен нимб). Левая рука отвращает благословение от изображенных под ней гонителей Христа — воинов, фарисеев, злого разбойника. Такое изображение рук распятого Спасителя встречается нидерландской и поздневизантийской живописи.
Восточная стена церкви Воскресения расписана как иконостас. Она состоит из традиционных местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого рядов. На южной, западной и восточной стенах храма в пять ярусов помещен развернутый евангельский цикл. Сюжеты, изображенные в этом цикле, сливаются в одну повествовательную строку, которую можно, как текст, прочесть слева направо. Изображения трех верхних рядов рассказывают о периоде жизни Христа от призвания апостолов до Страстей Господних. В верхних двух рядах изображены сюжеты, касающиеся чудес, проповедей, исцелений, которые совершил Иисус Христос за время своего служения, до того как пришел в Иерусалим. В третьем ряду изображены события, произошедшие в Иерусалиме до Страстной недели. Два нижних яруса подробно иллюстрируют Страстной цикл и насчитывают 24 сюжета, которые начинаются с «Тайной вечери» и заканчиваются «Воскресением Христовым».
Исследователи отмечают, что художники, работавшие в церкви Воскресения, заимствовали сюжеты из гравюр голландских гравёров, напечатанных и изданных в Голландии в Библии Пискатора (или Лицевой Библии Пискатора). В XVII веке иконографические сюжеты из этой книги вдохновляли мастеров стенописи, работавших в Костроме, Ярославле, Вологде и Москве. По описи Ростовского Архиерейского дома в 1691 году известно, что Библия Пискатора имелась в библиотеке митрополита Ионы.
Интересным и редким является сюжет «Наложение печати на гроб». Он отсутствует в Библии Пискатора. Известно только три более ранних его изображения: на фресках церкви Спаса в Дечанах (XIV век, Сербия, сейчас Косово), на иконе «Распятие с клеймами Страстей» (XVI век) в Благовещенском соборе Московского Кремля, на фресках церкви Троицы в Никитниках (1653 год). В этом сюжете рассказывается об освидетельствовании и запечатывании гроба с целью удостовериться в истинности смерти Иисуса Христа. По толкованию святого Феофилакта Болгарского такое наложение печати было произведено «по Божию устроению, дабы Воскресение совершилось при засвидетельствовании сего врагами». Эта сцена пропитана осознанием непоправимости утраты. Следом за этим сюжетом размещена фреска «Воскресение Господне», завершающая евангельский цикл.
Ученые считают, что роспись галереи была сделана одновременно с росписью церкви. Сюжеты, изображенные на стенах галереи, делят на три группы: 1. Циклы «Дни творения» и «история Адама, Ноя и Авраама», расположенные в северном крыле; 2. «Исход евреев из Египта» в южном крыле, 3. «Апокалипсис» в западной части. В откосах окон помещены изображения ангелов и святых.
Росписи, расположенные в северной части галереи, составляют сюжеты библейской книги Бытия. В восточной части свода размещен обширный цикл «Сотворение мира», который включает семь композиций, соответствующих семи дням творения. В западной части свода расположен цикл истории Адама, не имеющий четкого разделения и связанный общим пейзажным фоном. На стенах галереи изображены композиции «Ной собирает животных в ковчег» (на торце галереи), а также изображения, посвященные Аврааму (на южной внутренней стене галереи).
В южной части галереи представлен цикл изображений на сюжеты библейской Книги Исхода. В первом сюжете изображено явление Бога в купине Моисею. Купина (не сгорающий терновый куст) изображена в виде большого дерева, на кроне которого видна фигура Богородицы Знамение. Также на стенах изображены сюжеты: приход Моисея к фараону и чудо с превращением жезла в змею, Исход евреев, Потопление фараона, поклонение золотому тельцу, битва израильтян с амаликитянами, медный змей и другие. Завершением цикла Исхода является фреска, относящаяся к апокрифическому сюжету, которая изображает борьбу архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея. Она расположена в юго-восточном углу галереи. На торце южной части галереи расположена фреска «Лествица» Иоанна Лествичникова, который описал «в своей книге путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование, залогом которого является отречение от мира и аскетический монашеский подвиг» (Там же, С. 59). На фреске изображены праведники, взбирающиеся по лестнице на небо.
На стенах в западной части галереи разворачивается особый цикл изображений, иллюстрирующий последнюю книгу Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), описывающую события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю. Иоанн Богослов предсказывал, что перед появлением Спасителя будут происходить многочисленные катаклизмы и чудеса, среди которых сошествие огня с неба, воскрешение мертвых и явление ангелов. Некоторые из сюжетов Апокалипсиса расположены также в южной части галереи («Небесный Иерусалим», «Души праведных у престола Божия»).
(Описание росписи стен и фресок взято с сайта: https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/resurrection/ )