Северодвинск, Россия

Северодвинск, Россия

Северодвинск, несмотря на гордый титул центра атомного судостроения, имеет репутацию не самого популярного туристического маршрута. Портят городскую «карму» в основном суровые погодные условия, небогатое историческое прошлое и несколько аскетичный облик улиц. Впрочем, если подойти к изучению характера родины беломорских корабелов более основательно, выяснится, что на впечатления порт не так уж и беден. Тут вам и озаренные северным сиянием морские просторы, и живописные городские окрестности с их бесчисленными озерами и говорливыми ручейками, и наконец, буквально витающая в воздухе атмосфера скрытой силы и военной мощи: как-никак, большинство отечественных субмарин «ковалось» именно в северодвинских цехах. А еще, отсюда почти рукой подать до легенды русского Севера – Архангельска. Более того, оба города связаны интенсивным транспортным сообщением, что особенно порадует путешественников, в чей туристический план-минимум входит «покорение» сразу двух портов Поморья.

Главными достопримечательностями Северодвинска можно назвать:

Николо-Корельский монастырь

Николо-Корельский монастырь находится на территории судостроительного предприятия ОАО Севмаш. Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в русских летописях в 1419 году, когда эта обитель была сожжена и разорена норвежцами. В 1471 году монастырь упоминается в истории Руси, что в Белом море, во время охоты на зверя, утонули двое сыновей Марфы Борецкой, более известной как Марфа-Посадница, которых похоронили в Николо-Корельском монастыре. Впоследствии Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая, а также дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни и рыбные промыслы.Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов. Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах. Первостроители города Северодвинска в 1930-е годы возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия. Деревянная стена XVII века была большей частью снесена, кроме небольшого участка с одной башней, перевезённых в Москву в Коломенско. Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное.

Мемориальный комплекс Скорбящая Мать Родина

На территории Ягринского соснового бора расположен воинский мемориальный комплекс Скорбящая Мать Родина. Здесь захоронены 103 солдата Карельского фронта, которые умерли от ран в госпиталях военного Молотовска. Мемориал создан в 1975 году. Центром архитектурной композиции являются два стилизованных двенадцатиметровых штыка, взметнувшихся ввысь. В нише, у подножия штыков, установлена фигура скорбящей матери. Замкнутая в своих скорбных мыслях, она слегка наклонила голову, олицетворяя вечную печаль всех матерей, сыновья которых пали на полях сражений. И пока жива мать, всегда видит своего сына живым. А кругом – могильные плиты с именами погибших. Это сыновья Матери – Родины, отдавшие за неё свои жизни.

Памятник Ломоносову

Памятник Ломоносову установлен 1 ноября 1958 года. Михайло Ломоносов связан с этими местами — в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 он отправился учиться в Москву.

Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие

Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса. Предприятие строит атомные подводные корабли, дизель-электрические подводные лодки, модернизирует и ремонтирует крупные военные надводные и подводные корабли, ведёт гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии.

Центр судоремонта Звёздочка

Центр судоремонта Звёздочка — крупное российское судоремонтное предприятие, наряду с ОАО ПО СЕВМАШ — одно из двух градообразующих предприятий города Северодвинска Архангельской области. Предприятие расположено на берегу северной части и водной территории Двинского залива Белого моря — Никольского устья реки Северная Двина, совместно с расположенным на берегу на южной водной и береговой части территории Двинского залива Белого моря другого судостроительного предприятия. С начала производственной деятельности на ОАО Звездочка выполнены ремонт и переоборудование 120 подводных лодок, из которых 85 — с атомной энергетической установкой. Также отремонтированы 87 надводных кораблей Военно-Морского Флота и гражданских судов (в том числе ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и другие). Построено 240 судов, плавсредств и сооружений, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские и др.

Более подробную информацию об этих и других достопримечательностях Северодвинска можно прочитать на сайте: https://www.komandirovka.ru/sights/severodvinsk/

Я много раз ездил в этот северный Российский город. Добраться до него можно сначала долетев на самолете в Архангельск, а потом около часа езды на машине до Северодвинска. Я приезжал в Северодвинск и зимой, когда можно увидеть замерзшее Белое море, а на улице -30С и летом, когда можно насладится Белыми Ночами и температура наоборот +30С.

В Северодвинске не очень большой выбор гостиниц, мне доводилось пожить в двух из них: «Никольски Посад» и «Волна«. В принципе на сегодняшний день обе гостиницы достаточно приличные и достаточно комфортные. Конечно в первые мои приезды в 2008 году «Волна» была значительно хуже, но сейчас ее как следуют отремонтировали и теперь приезжая в Северодвинск я скорее предпочту жить в «Волне«.

Все разы я приезжал в командировки на Судостроительное предприятие «Севмаш». Северодвинске мне показался вполне современным городом. В принципе Северодвинск — это не туристическое место, но как минимум один раз сюда съездить достаточно интересно.